IT – пространство

Образовательное  IT – пространство  школы

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют сегодня новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды (далее - ИОС). ИОС школы, по нашему мнению, в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция ИКТ в деятельность школы в целом.

Попробуем представить себе школу будущего. Школу «информационного века». Это школа, в которой:

-               представлен широкий спектр образовательных возможностей для различных категорий обучающихся,

-               высокое качество образования за счёт развития учебной мотивации личности, образовательной и предметной компетентности в процессе взаимодействия с личностно-ориентированными компонентами ИОС;

-               эффективное использование современных педагогические технологии (широкое применение IT-технологий);

-               развитая информационная база преподавания образовательных модулей;

-               осуществляется оперативное информационно-коммуникационное взаимодействие всех участников образовательного процесса во всей жизнедеятельности школы.

Это «открытая школа» для всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей, общественности), где:

-               высокий порог информационного обмена услуг для потребителей, заказчиков;

-               осуществляется международное сотрудничество;

-               предоставляется дистанционное образование обучающимся.

Качественная организация ИОС школы, её ресурсно-технологической базы и грамотное их использование в образовательном процессе, позволит:

- на новом уровне осуществить дифференциацию обучения;

- повысить мотивацию к обучению;

- обучить школьников современным способам самостоятельного получения (добывания) знаний.

Это, на наш взгляд, безусловно, создаст условия для достижения нового качества образования.

 

Что мы делам сегодня?

            На протяжении последних 2-х лет, в рамках реализации программы развития «Школа — территория успеха и личностного роста», в контексте Приоритетного национального проекта «Образование», в учреждении велась работа по развитию и совершенствованию информационно-образовательной среды, созданию современных и комфортных условий как для учащихся, учителей, администрации школы, так и родителей. Для этого было необходимо внедрить и использовать в образовательном процессе самые передовые достижения науки и технологии.

Результатом этой работы является:

·       100% обеспеченность рабочих мест учителей компьютерным оборудованием и выходом в Интернет;

·       учительская оснащена компьютерным оборудованием с выходом в Интернет на 3 рабочих места;

·        наличие локальной сети с проводными и беспроводными сегментами позволяет иметь постоянное подключение к сети Интернет в любом учебном кабинете;

·        мобильность в организации образовательного процесса обеспечивается наличием 4 мобильных переносных компьютерных классов;

·       2 стационарных компьютерных класса на 30 посадочных мест с организованной локальной сетью и выходом в Интернет;

·       наличие естественно-научной лаборатории (для проведения практикумов по физике, химии и биологии);

·       мультифункциональный комплекс информационных и аудио-визуальных средств для проведения учебных, методических и общественных мероприятий в актовом зале;

·       95% педагогов прошли курсовую подготовку по компьютерной грамотности;

·       практическое использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;

·       реализация дистанционного обучения.

 

     К концептуальным принципам, обеспечивающим реализацию концепции информатизации нашей школы относят следующие.

I. Принцип системности.

     ИОС нашей школы строится как интегрированная многокомпонентная система, построенная на взаимодействии следующих звеньев: учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по управлению школой.

В школе работает Совет по информатизации, основными задачами которого являются: проектирование ИОС школы, внедрение в образовательный процесс эффективных информационно-коммуникационных технологий; организация локальной сети  и ее интеграция в компьютерную сеть   города; автоматизация процессов сбора, обработки, хранения и предоставления информации о качестве образовательного процесса.

Образовательная программа школы нацелена на реализацию информационно-технологического профиля обучения, через:

- раннее изучение информатики с 1 по 11 класс, где с начальной школы занятия проводит учитель-предметник в кабинете информатики;

- работу кружков и клубов «Шахматы» и «Развитие познавательных способностей» для обучающихся начальной школы;

- расширенное изучение математики с 7 класса;

- предпрофильную подготовку учащихся 8-9 класса (выбор элективных курсов, таких как: «Компьютерный дизайн», «Основы программирования» и другие);

-  профильное обучение (информационно-технологический профиль, где профильными предметами являются: математика, информатика, а также расширенное изучение физики).

     Наша школа с 2013 года является региональной инновационной площадкой Московской области по работе с одарёнными детьми, реализуя проект «Деятельность сезонной научной школы «Интеллект будущего» как системы создания территориальной воспитательной и информационно-образовательной среды Южного Подмосковья». Участниками проекта являются учащиеся — победители и призёры интеллектуальных игр, конкурсов, олимпиад, школьники, мотивированные на учебу, которым в рамках каникулярного времени предоставляется возможность проведения оздоровительного интеллектуально-творческого досуга. Проведено уже 8 смен, в которых приняли участие школьники различных учреждений города Серпухова, Московской, Тульской и Калужской областей. Педагоги школ, преподаватели ВУЗов, научных учреждений, ведущие сотрудники предприятий города проводят для школьников мастер-классы, научные лаборатории, практикумы по гуманитарному, информационно-технологическому, естественно-научному, иноязычному направлениям на базе санаторно-оздоровительного комплекса «Вятичи» либо на площадках социальных партнёров.            Одним из локальных проектов работы научной школы является формирование информационной среды, в рамках которого педагогам удается решать следующие задачи:

·     обеспечить свободу выбора образовательной траектории школьников;

сформировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способность осуществлять выбор и нести за него ответственность;

·     сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ (поиск  и обработка информации, использование различных источников данных, работа с документами)

·     углубить межпредметные связи за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников);

·     обеспечить работу учеников с ЦОР, ЭОР для создания индивидуальных творческих работ и т.п.;

·     изучить основные правила и технологии создания телевизионного контента, дать первичные навыки в сфере организации телевизионного производства расширить возможности учащихся для диалога с наукой и культурой через Интернет-технологии;

·     развить творческое, самостоятельное мышление школьников, формировать умения и навыки самостоятельного поиска, анализа и оценки информации.

Используются следующие формы работы:

§  использование IT-технологий;интернет-олимпиада, интерактивная олимпиада «Киндер-эрудит»; 3 D мастерские; Hitec-проекты; телеконференция; вебинары; робототехника; он-лайн просмотры родительской общественностью разнообразных зон деятельности детей в режиме реального времени.

     В рамках проекта работает  и Городская летняя IT-школа. Участники смены (школьники, увлечённые IT-технологиями, робототехникой, программированием, анимацией) реализуют индивидуальные и групповые проекты, участвуют в технических сборах и соревнованиях по робототехнике. Школьники принимают участие в различных образовательных программах:

§  Технопарк — проектирование и программирование робототехнических устройств.

§  Мультистудия — придумывание сюжета фильма, рисование героев, создание декораций, съёмка и озвучивание фильма.

§  ЮНИ-ПРЕСС — написание статей, верстка и тиражирование газеты, съемка видеоновостей, разработка страниц сайта.

     С целью антитеррористической защищённости, обеспечения безопасных условий проведения образовательного процесса в школе с 2012 года установлен комплекс «Безопасная школа», который обеспечивает ограничение доступа посторонних в здание школы, контроль посещаемости школы учениками и сотрудниками с возможностью мониторинга и составления аналитических отчетов, оповещение родителей о времени входа и выхода ребенка из здания школы с помощью SMS-сообщений.

II. Принцип вариативности.

С 2012 года  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» вступила в реализацию мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», двум обучающимся предоставляется возможность обучения с использованием дистанционных технологий на дому.

В рамках проекта поставлено 2 комплекта компьютерной техники, цифрового лабораторного оборудования, оргтехники и программного обеспечения для детей и педагогов, подключены места проживания детей-инвалидов и школа к каналам доступа сети Интернет (заключены Договоры с «ИИФ» и «2-В сервис»). Обучены 80% педагогов, реализующих дистанционное обучение.

В 2014 году школа начала внедрение дистанционного обучения учащихся посредством использования модульной образовательной среды Moodlе. Где обучающимся предоставляется право выбора дистанционного курса в рамках дополнительного образования. Это и серьёзная работа педагогов школы по созданию курсов, наполнения их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Таким образом Moodle является и центром создания учебного материала, и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Использование универсальной программы-оболочки Hot Potateos (системы тестирования) позволило педагогам самостоятельно, не прибегая к помощи программистов, создавать интерактивные тренировочно-контролирующие упражнения в формате HTML. Через такое дистанционное взаимодействие педагог имеет возможность предъявлять обучающимся задания для самостоятельного выполнения дома, подготовки к проверочным и контрольным работам, к сдаче ЕГЭ и ГИА. За всем происходящим учитель может наблюдать со школьного или домашнего компьютера.

 

III. Принцип "точки опоры".

Точкой опоры концепции информатизации школы является ресурсная база, построенная с помощью следующих элементов:

- школьный ИНТРАНЕТ — локальная сеть, распределяющая внутренние потоки информационного обмена между администрацией и работниками школы;

- работа школьного МЕДИА-ХОЛДИНГА, включающего в себя:

·       ЮНИПРЕСС(блок познавательных интересов школьников):

IV. Принцип «единого окна»  - работа практически с любым образовательным контентом (ЦОР, Интернет, аудио, видео, телевидение, тестирование) — нужно просто открыть окно браузера и работать на школьном Интранет-сайте (локальный сайт, доступный только в школьной сети) или в Интернет.

       Школой предоставляется Единое окно доступа к образовательным ресурсам,размещённым на сайте локальной сети:

- РУБИКОН (система электронный энциклопедий);

- информационный продукт компании «Кирилл и Мефодий» «КМ - Школа»;

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов и другие.

 

V. Принцип направляемого развития.

Механизмы образовательной сети могут двигаться по заданной траектории, быть управляемыми, а могут и хаотично. Поэтому в любой образовательной организации, как и в нашей школе,  основным движущим звеном является административный аппарат школы. Основным становится создание условий для информационного управления, под которым понимается создание информационных потоков для участников процесса, которые облегчают решение учебных, научных, экономических и административных задач. Такими являются:

- реализация системы электронного документооборота не только между членами администрации, но и руководителями школьных методических объединений;

 

- использование  диалогового окна как средства общения администрации школы через Skype с использованием удалённого доступа;

 

- использование  информационной системы «Сетевой город. Образование» (http://89.208.11.162:8082/), которая позволяет автоматизировать управленческую деятельность и учебно-воспитательный процесс. Имея индивидуальные логины и пароли, администрация школы, учителя, родители и учащиеся имеют возможность подключения с любого компьютера не зависимо от местонахождения. Преимущества системы: для родителей — отслеживание посещаемости и успеваемости, получение информации от учителей; для учащихся — получении или уточнение домашнего задания, доступ к своему электронному дневнику и расписанию; для педагогов — размещение в сети учебных материалов, работа с электронным журналом; для администрации — контроль посещаемости, ведения школьной документации, проведение мониторинга. За счёт данной системы сформировано и единое городское информационное пространство;

 

- использование редактора составления школьного расписания учебных занятий «ХроноГраф», который позволил не только значительно сократить объем рутинной работы, избежать возникновения конфликтных ситуаций в коллективе, но и оперативно осуществлять контроль над учебным процессом.

- Интернет-приёмная на сайте школы: вопрос директору школы, запись на приём, а также электронная запись в 1 класс школы.

VI. Принцип самовоспроизводства.

     Данный принцип реализуется в школе через систему взаимодействия: педагог — ученик - выпускник, ученик — ученик:

- педагоги  готовят своих выпускников для поступления в ВУЗы (где 60% выпускников поступает в ВУЗы технического профиля на бюджетные места);

- организация бригады «скорой компьютерной помощи» из числа наиболее «продвинутых» школьников в использовании информационного оборудования. Так, в школе с 2014 года под руководством техника-программиста и учителя информатика создана школьная фирма «СКП» - бригада, которая оказывает помощь педагогам  по настройке и наладке оборудования, обслуживает радиоузел, проверяют работу видеокамер, фотоаппаратов и другого проекционного оборудования.

 

     Каких же результатов нам удалось достичь:

·               84% педагогов способны эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях (выросла педагогическая ИКТ-компетентность);

·               произошли существенные изменения в уровнях соорганизованности участников учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса управления и учебно-воспитательного процесса, дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса);

·               произошли изменения в методах и организационных формах работы учащихся, отдельных педагогов и педагогического коллектива школы в целом (распространение ИКТ-технологий в учебно-воспитательной, культурно-просветительской, информационно-методической, научно-продуктивной и административно-хозяйственной деятельности школы);

·                изменения в содержании и ожидаемых результатах учебной работы (формирование у школьников умения учиться, готовности и способности продуктивно работать в коллективе, решать задачи, взятые из реальной жизни — 45 % школьников являются активными участниками интеллектуальных конкурсов и конференций, из них 67 учеников — победители и призёры олимпиад и конкурсов различных уровней.

 

 

Несмотря на достигнутые результаты, имеются и проблемыв организации информационного пространства школы:

- ежегодный износ информационного оборудования;

- недостаточное программное обеспечение сети;

- распространяется эффект выгорания кадров из-за перенасыщения новейшими технологиями обучения и отсутствием реальных временных возможностей;

- недостаточная методическая поддержка по применению компьютерной и мультимедийной техники педагогами;

- отсутствие практического опыта работы педагога при сбоях в компьютерной и другой технике;

- неэффективное использование инновационного ресурса электронного журнала по средством дублирования текстового формата установленного образца.

 

«Что твердо мы намерены делать?»

Безусловно, идти вперёд в ногу со временем, учитывая накопленный опыт и ошибки.

Научно-технический прогресс интенсивно развивается, и у нас есть свои планы на ближайшие 3 года:

- создание открытого информационного киоска с помощью использования терминалов на этажах школы;

- проведение видеоконференций по обмену передовым педагогическим опытом по работе с одарёнными детьми;

- создание спутникового телевидения;

- использование системы «Открытый урок» для проведения различных школьных мероприятий: открытых уроков и мастер-классов, встреч с интересными людьми, выступления администрации, педагога-психолога, социального педагога и др;

- внедрение проекта «И3 . Исследователь. Изобретатель. Инженер», целью которого является создание условий для профессионального самоопределения учащихся в области инженерно-технических, физико-математических, естественно-научных специальностей через введение в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Это создание экспериментальной естественно-научной лаборатории для проведения лабораторных занятий и практикумов для обучающихся, мотивированных на расширение границ познания по физике, химии и биологии.

- работа школьной фирмы «Обменная лавка АЙТИШНИКА» как проектно-ориентированного метода обучения школьников. Главное в школьной фирме то, что ученики при поддержке родителей и педагогов должны сами организовать работу (создать инициативную группу, распределить ответственность, определить часы работы в неделю и т.д.). Идея «Обменной лавки» основана на том, что многие купленные электронные игры, диски быстро забываются и редко используются детьми дома. С согласия родителей их можно принести и обменять в школьной фирме на более интересные вещи, не тратя родительских средств. Такая форма работы приобщает детей к осознанию ценности вещей, помогает преодолеть стереотипы потребительского поведения, развивает бережливость и целый ряд социальных компетенций;

- работа школьной фирмы «IT» по обучению пожилых людей (бабушек и дедушек) компьютерной грамотности, проживающих в микрорайоне школы»;

- внедрение проекта «Кибергений» через создание дистанционных олимпиад и конкурсов для школьников, а также через вовлечение всех участников образовательного процесса в разработанную дистанционную семейную игру-конкурс, размещённую на сайте школы;

- внедрение портала «Виртуальная учительская» через создание виртуальных методических объединений — пространства психологической комфортности, дающее возможность самореализации и самоутверждения педагогов через совместную сетевую практическую деятельность;

- освоение технологии передачи «Живого» видео в Интернет ;

- создание внутришкольной системы методической поддержки учителей в области использования ИКТ;

- дальнейшее обучение педагогов дистанционным формам взаимодействия;

- укрепление и совершенствование материально-технической базы за счёт привлечения ресурсов социальных партнеров, участия в грантах и конкурсах.

 

«О чем нам нужно мечтать»

Приоритеты развития Российской Федерации направлены на создание и дальнейшее развитие информационного общества. «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» определено, что развитие ИКТ является одной из важнейших составляющих повышения национальной конкурентоспособности. Первоочередной задачей стратегии России - 2020 как с позиции обеспечения экономического роста является восстановление и закрепление сравнительных преимуществ в области образования и культуры, где основными факторами конкурентоспособности заявлены: относительно высокое качество человеческого капитала и определенный научный потенциал. На период до 2020 года приоритетными образовательными результатами должны стать: способность эффективно применять теоретические знания, высокий уровень развития технологических компетенций, формирование позитивных социальных установок.

            Модель современной цифровой школы - это особый вид образовательного  учреждения, осознанно и эффективно использующее цифровое оборудование, программное обеспечение в образовательном процессе с целью повышения качества образования, успешной социализации обучающихся, их профессионального самоопределения и конкурентоспособности.

            Цифровая школа создает образовательное пространство, в котором происходит формирование у обучающихся качеств личности, таких как ИКТ-компетентность, медиаграмотность,  восприятие общечеловеческих ценностей,  способность к творчеству, готовность работать в команде, умение мыслить глобально.

Задачами современной цифровой школы будут:

-                        повышение общего уровня грамотности как школьников, так и родителей в области современных методов работы с информацией;

-                        повышение эффективности методов обучения через расширение дистанционного обучения детей и подростков как в урочной, так и во внеурочной деятельности; получение дополнительного образования подростками посредством дистанционного обучения;

-                        широкое использование робототехники в практике работы школы;

-                        обеспечение информационной открытости школы, использование свободного доступа к информационным ресурсам в любой точке нахождения;

-                        обеспечение обучающему возможности связи с педагогом через получение консультации в он-лайн или офф-лайн режимах, а также получение индивидуальной «навигации» в освоении того или иного предмета;

-                        совершенствование информационной базы школы (возможность использования портативных компьютеров, развитие технопарка школы и другого оборудования).