Дополнительное образование

Система дополнительного образованияIMG_8005

                                           в МОУ «СОШ № 10».

 

Основу дополнительного образования  детей в МОУ «СОШ № 10»  составляет  блок, направленный на удовлетворение различных потребностей детей,  нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Этим видом образования в школе заняты  16 учителей  и работников дополнительного образования.

Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Цель дополнительного образования: обучение, воспитание, развитие учащихся в соответствии с их познавательными интересами и природными способностями.

В 2013 - 2014 году были разработаны  программы объединений дополнительного образования, полностью соответствующие требованиям  к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Содержание образовательных программ было направлено на решение задач, поставленных перед педагогами дополнительного образования в 2013-2014 учебном году. Все программы дополнительного образования были  согласованы с директором школы и утверждены.

Создание и развитие системы ДО в школе проходит в четыре этапа:

1. Диагностико-информационный (невозможно решить задачу не изучив интересов, желания и потребности учащихся);

2. Организационный (объединение единомышленников, создание кружков, секций и других объединений);

3. Методическая и педагогическая поддержка (своевременное оказание методической помощи педагогам и педагогической помощи учащимся в сложных ситуациях выбора, самореализации, самооценки и др.);

4. Анализ и отслеживание результатов (закрепление успехов, текущий контроль, анализ, выявления перспектив, учет и максимальное использование возможностей внешней среды).

 

Завершающий этап в развитии системы дополнительного образования не является окончанием работы в этом направлении. Двигателем системы является рост потребностей школьного коллектива.

Своеобразие дополнительного образования  проявляется:

  • в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
  • в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
  • в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;
  • в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;
  • в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку).

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в школе. К ним относятся:

1) Образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний.

2) Воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре.

3) Креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности.

4) Интеграционная — создание единого образовательного пространства школы.

5) Функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни.

6) Функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей в школе является  неотъемлемой частью  образовательной системы школы.

Вывод: в следующем учебном году необходимо вовлекать большее количество учеников в работу объединений дополнительного образования, обратить особое внимание на детей «группы риска». Так же необходимо более частое взаимопосещение занятий педагогами дополнительного образования. Усиление контроля над работой кружков и секций.

 

Содержание дополнительного образования в школе в 2013 - 2014 учебном году.

 

Дополнительное  образование детей представлено целым рядом направлений:GFRANQ_LIL010309_25952789_MEOW-MEOW

  • художественно-эстетическое;
  • физкультурно-спортивное;
  • интеллектуально-познавательное;
  • научно-техническое;
  • спортивно-техническое;
  • социально-педагогическое

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.

1.Художественно-эстетическое   направление:

- хореографический кружок «Территория детства» - руководитель Пчелова Н.А.;

- художественная мастерская «Рукодельница» - руководитель Кабанова Г.П.

- «Батик» - руководитель Зайцева Е. В.

- «Роспись по дереву» - руководитель Зайцева Е. В.

-«Умелые руки» - руководитель Андреев А.И.

 

Творческая деятельность обучающихся нашла отражение  в различных школьных, городских и областных мероприятиях, выставках. Ни один праздник  в школе не проходил без  выступления   учащихся, занимающихся в школьной хореографической студии (День матери, вечер встречи выпускников, новогодние праздники, День 8 марта, День учителя, День святого Валентина и др.).

 

2.Физкультурно-спортивное направление:

-Мини-футбол (5-8 класс) – руководитель Ермаков Д.С.

- Волейбол – руководитель Ковалева Н.И.

- Футбол (ДНСШ «Звезда») – руководитель Артамонов В.В.

- Баскетбол (ДНСШ «Звезда») – руководитель Дозорцев В.Г.

- Дзюдо – руководитель Ермилова М.А.

- Дзюдо (СШ «Русский медведь») – руководитель Корольков В.Б.

- Карате – руководитель Небогатиков А.В.

 

В нашей школе есть два спортивных зала – гимнастический и спортивный.

Спортивное направление  - это одно из самых  любимых учащимися направлений. В нем заняты в общей сложности более 150 учащихся. Педагоги этого направления главной задачей своих программ ставят укрепление здоровья учащихся, развитие их спортивных наклонностей, формирование здорового образа жизни.

 

3.Интеллектуально-познавательное направление:

- школьная газета «В десятку» - руководитель Гущина Л.Н.

- кружок «Юный журналист» - руководитель Бучинская Л.А.

- детская научная школа «Интеллект будущего» - руководитель Ермакова Я.В.

 

Задача научной школы - работа с одаренными детьми. Работу по данному направлению уже не первый год в школе возглавляет Ермакова Я.В.  На школьной научно-практической конференции учащиеся ежегодно выступают со своими исследовательскими работами, проектами, делают презентации, обмениваются опытом.

В школе работает информационный пресс-центр. Его оснащение позволяет выходить в интернет, работать с графическими редакторами, делать видеоролики, фильмы, обрабатывать фотографии. Это направление постоянно развивается. Раз в месяц в школе выходит газета «В десятку» - независимое информационное издание. Несколько раз в год выходят тематические издания газеты: итоги работы научной школы «Интеллект будущего», эколого-биологический вестник «Живи, родник» и др. Юные журналисты школы пишут публицистические статьи для газеты, а литераторы-любители печатают свои стихи, рассказы, эссе.

 

4. Научно-техническое направление:

- кружок «Юный радиотехник» - руководитель Масляков С.Л.

- физико-технический кружок – руководитель Сахневич Н.Н.

 

5. Спортивно-техническое направление.

- кружок «Авиамоделирование» - руководитель Бойко А.А.

 

Кружки данных направлений предназначены для детей, увлекающихся техническими, радиотехническими науками, моделированием планеров и электрических приборов. Своими руками ребята делают макеты, приборы, модели, являются участниками ежегодных городских и областных выставок-конкурсов.

 

6. Социально-педагогическое направление:

- радиопередача «День Воинской Славы» - руководитель Дюмина И.А.

 

В течение года ребята готовят передачи для школьников, рассказывающие о Днях Воинской Славы нашего государства.

 

ВЫВОДЫ:

1.Система дополнительного образования дает возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости учащихся, создает условия для углубленного изучения многих предметов.

2.Система дополнительного образования является серьезным звеном воспитательной работы школы.

3. Работа с учащимися в рамках дополнительного образования в школе выполняет важные воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует творческую личность, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное поведение.

4.Педагогам дополнительного образования необходимо проводить мастер-классы, открытые уроки с тем, чтобы показать свое мастерство, умение детей работать  творчески, в коллективе.

Задачи дополнительного образования на перспективу:

1.Продолжить работу системы дополнительного образования по заявленным направлениям.

2. Охватить новые направления, по которым не работали ранее .

3. Совершенствовать работу системы дополнительного образования в школе.

4. Подготовить и утвердить больше авторских программ.

5. Накапливать и систематизировать материалы по работе объединений

дополнительного образования.

6. Устанавливать взаимосвязь с урочными и внеурочными занятиями.

7.Продолжать работу с детьми «группы риска», выявлять и развивать творчески

одаренных детей,подготавливать их к участию в различных творческих конкурсах,

заботиться о физическом здоровье учащихся.

Система дополнительного образования школы №10

0112